Секция шахмат «СОЛЯРИС»
 |
Шахматы-Солярис |
 |
«Тот, кто ни к чему, кроме мата королю соперника, не стремится в игре, никогда не станет хорошим шахматистом».
Макс Эйве, нидерландский шахматист и математик, пятый чемпион мира по шахматам (1935-1937)
Кружок «Шахматы-Солярис» является одним из больших проектов Исследовательской Творческой Группы (ИТГ) «Солярис» лицея №40 при УлГУ и Центра «Солярис» Ульяновского государственного университета. Этим определяется специфический подход к занятию шахматам в нём.
А именно - важной задачей, которая ставится педагогом, является развитие у ребёнка, на основе занятий шахматами, познавательных и творческих способностей (мышления, интуиции, фантазии, способности действовать «в уме», памяти), а также - волевых способностей (целенаправленности, настойчивости, психологической стойкости и т.п.). Развитие этих способностей выливается в формирование соответствующих знаний, умений, навыков, компетенций.
Однако, никакие способности не будут органично развиваться, если у ребёнка нет соответствующей мотивации на это, либо эта мотивация - чисто внешняя. Поэтому, важнейшим фактором педагогического процесса является развитие внутренней мотивации: познавательной (любознательность, радость от познания нового), творческой (радость самостоятельного открытия нового и лучшего), эстетической (переживание красоты шахматных позиций, принципов, приёмов, а также - шахматных фигур, всего соответствующего реквизита).
При этом, важно, что через познание, исследование шахмат и шахматную игру, можно прийти к более широкому и глубокому пониманию окружающего мира и самого себя. Для этого необходимо установление межпредметных связей шахмат с такими предметами, как математика, физика, психология, история и т.д. Такое широкое и глубокое знание будет способствовать эффективности деятельности ребёнка в любых областях.
Тем не менее, высшая педагогическая задача - способствовать самореализации ребёнка как личности при помощи шахмат. И тот аспект шахмат, который называется спортивным (завоевание мест в турнирах, повышение рейтинга, присвоение разрядов и званий) - отражает важные внешние признаки успешности самореализации, однако далеко не исчерпывает все стороны этого сложного процесса.
С другой стороны, строгость и неоспоримость игровых и турнирных результатов ребёнка, объективный расчёт его рейтингов, разрядов и званий - является тем столкновением фантазий о себе с реальностью, которое хорошо способствуют адекватной (само)оценке развития мастерства ребёнка на первых его этапах. Лежащие в основе спорта дух честолюбия, соревновательности, желания подняться на более высокие уровни некой социальной иерархии - необходимо не отвергать и не подавлять, как нечто этически неприемлемое, а - умело использовать как средство и как часть системы мотивации на первых этапах пути.
Важной особенностью шахмат, по мнению руководителя Соляриса, является то, что эта игра в наибольшей степени, среди других известных игр (при всём уважении к ним) выражает дух индоевропейской культуры: активность, стремление к развитию и др. Таким образом, осваивая шахматы, ребёнок приобщается к этому духу, обретая соответствующую идентичность.
В организации педагогического процесса практикуется его индивидуализация - формирование небольших подгрупп, близких по уровню и требующих различных подходов.
В кружок приглашаются учащиеся преимущественно 1-6-х классов.
Занятия бесплатные.
Директор Центра, руководитель ИТГ «Солярис» и руководитель кружка «Шахматы-Солярис»: Илья Петрович Иванов - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, лауреат и призёр всероссийских конкурсов, награждён медалью Януша Корчака
Наши координаты и контакты:
 |
Фотогалерея |
 |









